Леков Юрий Николаевич

Yuri Lekov

Леков Юрий Николаевич  (1927-2008) 

Народный артист России. Заслуженный деятель искусств Северной Осетии. 

Главный режиссер и художественный руководитель Северо-Осетинского государственного театра оперы и балета.

  Из газет за 2004 год. 

«Премьера «Пиковой дамы» и 30-летие театра совпали с юбилейной датой его основателя Юрия Лекова. Режиссер яркого дарования и огромных творческих возможностей, долгие годы работавший на разных оперных сценах страны, он создал свыше 70 постановок западно-европейской, русской оперной классики и произведений национальных композиторов. Отметивший свое 75-летие, Юрий Леков и сейчас в прекрасной творческой форме. Он энергичен, полон новых замыслов и планов.  

В течение почти 35 лет Ю.Леков в должности главного режиссера возглавлял Музыкальный театр Северной Осетии (ныне - Национальный государственный театр оперы и балета), который стал его судьбой, его жизнью, его детищем. Именно Лековым была открыта история осетинской оперы и вся последующая история национального профессионального музыкально-театрального искусства. Постановщик первых осетинских национальных опер. Режиссер, подаривший жителям Осетии возможность знакомства с шедеврами мировой оперы... Все творчество Юрия Лекова было отмечено высоким профессионализмом и культурой, безупречным вкусом и стилем.

Имя уроженца Ардона Юрия Лекова осталось не только в музыкально-театральном искусстве Осетии, но и Украины. Выпускник Киевского театрального института, в 1953-60 гг. Ю.Леков был режиссером Киевского театра оперы и балета, в 1960-68 гг. - главным режиссером Харьковского театра оперы и балета, в 1975-77 гг. - главным режиссером Одесского театра оперы и балета. Ю. Лековым были осуществлены постановки в оперных театрах Киева, Львова, Одессы, Харькова, а также Перми и Воронежа. Поставленные на киевской сцене спектакли «Катерина» Н. Аркаса, «Тоска», «Чио-чио-Сан» Пуччини, «Иоланта» П. Чайковского, «Манон Леско», «Бал-маскарад» Д. Верди, «Руслан и Людмила» М. Глинки были, по признанию многих деятелей культуры, яркими событиями украинского музыкального искусства. В 1968 году Юрия Лекова, на тот момент являвшегося самым молодым главным оперным режиссером в стране и уже заслуженным деятелем искусств УССР, руководство Северной Осетии пригласило из Харькова в республику для постановки первой осетинской полнометражной оперы «Азау» Ильи Габараева, которая была блестяще претворена в жизнь. «Демон», «Кармен», «Чио-чио-сан», «Травиата», «Пиковая дама», «Иоланта», «Тоска», «Бал-маскарад», «Великая дружба», «Риголетто», «Укрощение строптивой», «Фауст», «Евгений Онегин», «Зори здесь тихие»и, конечно же, национальные оперы - «Огни в горах», «Оллана», «Коста», «Бонварнон» - Юрий Николаевич поставил практически все крупные произведения осетинских композиторов. 

Yuri Lekov2

Личность огромного творческого дарования, Юрий Леков оставил яркий, незабываемый след в истории музыкальной культуры Осетии, развитии национального оперного искусства.

Юрия Лекова знали как удивительно интеллигентного, красивого человека. Все творчество Юрия Николаевича Лекова было отмечено высочайшим профессионализмом и культурой, безупречным вкусом и стилем. Вся его жизнь стала образцом преданного служения Театру, Сцене, Искусству. А осетинский музыкальный театр стал его судьбой, его жизнью, его детищем. Без ложного пафоса, именно Леков долгие годы был душой, организатором и вдохновителем этого театра.

О своем коллеге и друге Юрии Лекове вспоминают: 

Вячеслав Вершинин, народный артист РФ:

– Такие люди, как Юрий Леков – последние из могикан, уходят, а новые на их месте по уровню таланта и разносторонности, по своей интеллигентности пока не появляются. Это был не просто талантливый режиссер. Это было лицо и гордость республики! Он был красив во всем – в своей внешности, осанке, голосе. Даже в том, как он себя вел, я бы сказал, как себя нес, чувствовался в нем настоящий интеллигент и руководитель театра.

А познакомился я с Юрием Лековым в далеких шестидесятых годах, когда учился в театральной студии при Харьковском академическом драмтеатре и частенько бегал на спектакли Театра оперы и балета, режиссером в котором тогда работал Леков. А на одном из капустников в Доме актера я спел какую-то песню, после выступления ко мне подошел мужчина, представился (это и был Юрий Николаевич) и всячески рекомендовал мне серьезно заняться вокалом с тем, чтобы продолжать работать затем именно в Музыкальном театре.

Годы спустя мы снова встретились в Осетии; в моем родном Русском театре Юрий Николаевич ставил музыкальный спектакль «Хитроумная влюбленная». У него я учился, получая первые режиссерские уроки. Для меня Леков был и наставником, и другом, которому было все интересно…

Сегодня я не представляю театр без него… Это, конечно, огромная утрата и для коллектива, и для всего театрального искусства Осетии.

Павел Панасян, главный дирижер Театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств РСО–А:

– С Юрием Лековым нас связывает сорокалетняя дружба. Мы познакомились в далеком 1968 году при постановке первой оперы «Азау» Ильи Габараева. Тогда Леков работал главным режиссером Харьковского академического театра и был приглашен в качестве режиссера в наш Музыкально-драматический театр, в котором я уже работал 5 лет. Помню, какое большое впечатление произвел Леков на всю труппу, как и на меня, во время работы над спектаклем. Тем более что тогда в Осетии не было режиссера Музыкального театра. А какой колоссальный успех имел поставленный спектакль «Азау»! Фактически именно Леков открыл историю осетинской оперы и всю последующую историю национального профессионального музыкально-театрального искусства.

Вот так вместе с Юрием Николаевичем очень тепло и дружно мы работали дальше, ставили все новые и новые спектакли. Самыми незабываемыми были «Демон», «Кармен», «Чио-чио-сан», «Травиата», «Иоланта», «Тоска», «Бал-маскарад» и, конечно же, осетинские оперы – «Огни в горах», «Оллана», «Коста», «Бонварнон».

Что говорить, Юрий Николаевич был большой профессионал в своем деле, которое очень любил. Его отличал особый режиссерский почерк. Это редкость, когда руководителя так любит и уважает коллектив, но в нашем театре так было все годы его работы. Авторитет его был очень высок и в нашем театре, и, знаю, вообще в театральных кругах.

Очень тяжело без Лекова… Это и большая личная потеря для меня, это и потеря для нашего театра, для всего искусства Осетии.

Долорес Билаонова, народная артистка РФ:

– В конце 60-х годов я участвовала в конкурсе певцов для Большого театра. Прошла два тура, вышла на третий, когда надо было выступить с оркестром. И прямо в начале прослушивания, когда дирижер только-только взмахнул палочкой, вошел представитель Министерства культуры СССР, который сообщил о моем отстранении от участия в конкурсе. Как выяснилось, это Юрий Леков ходил к тогдашнему министру культуры Е. Фурцевой по поводу меня, объяснил «необходимость» во мне осетинского Музыкального театра и организовал мое «недопущение» на последний тур конкурса… 

Как он хотел, чтобы в Осетии был свой Музыкальный театр! По крупицам он собирал-набирал коллектив, сделал триумфальный театр, который на гастролях производил настоящий фурор! Благодаря Лекову на сцене нашего театра были поставлены многие произведения мировой классики, но главное – именно при нем и благодаря ему были осуществлены осетинские оперы. Юрий Николаевич поставил практически все крупные произведения осетинских композиторов. И вклад его в развитие осетинской оперы неоценим. 

Нам очень повезло, что в Осетии был такой выдающийся режиссер и, быть может, мы даже недооцениваем всю тяжесть этой потери сегодня.

Сердце мое буквально разрывается от боли, в голове не укладывается, что больше рядом его нет…

Юрий Бацазов, народный артист РФ:

bacazov

Юрий Бацазов

– Мое знакомство с Юрием Николаевичем состоялось совершенно случайно в 1969 году на местной автостанции. Родственник, которого Леков провожал, оказался моим давним знакомым. Я подошел к нему поздороваться, а он, естественно, представил нас друг другу, сказав о моем месте работы – Саратовском музыкальном театре. И прямо тут же очень настойчиво Леков, о котором я уже был наслышан как о талантливом режиссере, стал уговаривать меня вернуться в Осетию. Он убежденно говорил о необходимости ставить на ноги Музыкальный театр, о том, что хорошие кадры уже имеются в нем. Причем он так ярко «нарисовал» перспективы создания первого осетинского Музыкального театра, что я сразу же оказался под лековским «гипнозом»! Хотя и уговаривали меня остаться в Саратове, я «по зову» Лекова приехал в Осетию, и почти сразу же в театре начались друг за другом постановки спектаклей из мировой классики, осетинских опер…

А наши незабываемые гастроли и большой успех в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в рамках Декады осетинской литературы и искусства в Москве! В столичной прессе отмечали, что спектакли «Коста» и «Оллана» поставлены на уровне лучших театров союзных республик… А какой он был организатор!

При всей своей интеллигентности, добродушии, мягкости, Леков был еще очень внимательным и просто порядочным человеком. К великому сожалению, Юрия Николаевича больше нет с нами, и такого масштаба режиссера, как он, думаю, в Осетии не было...

Людмила Ефимцова, композитор, заслуженный деятель искусств РСО–А:

– У меня очень давно сложились личные теплые отношения с семьей Юрия Николаевича, да и наши дети дружили. Что называется, мы семьями дружили. Интересный в общении, красивый мужчина с броской внешностью, бархатным голосом, со вкусом одетый, он напоминал мне голливудского артиста. Всегда обходительный, галантный, очень добрый… Его всегда интересовали мое творчество, успехи. В планах Юрия Николаевича была и постановка моей оперы «Поручик Лермонтов», но, увы…

Леков оставил, несомненно, серьезный след в музыкальной истории Осетии и как постановщик первых осетинских национальных опер, и как режиссер, подаривший нам возможность знакомства с шедеврами мировой оперы.

Бесконечно жаль, что его уже нет с нами, но, конечно, наша память будет его всегда хранить."

Записала З. Абаева.

Олег ЦОГОЕВ,. заслуженный геолог России:

"С Юрием Николаевичем меня связывала многолетняя дружба, основанная на нашей общей любви к великому оперному искусству. Впервые я встретился с Юрой лет сорок назад, когда стал свидетелем его триумфа в Харьковском оперном театре. После окончания спектакля «Евгений Онегин» огромный зал устроил громоподобную овацию исполнителям, среди них на ярко освещенной сцене возвышался, подобно нартскому богатырю, виновник торжества - Юрий Леков, тогда главный режиссёр театра и постановщик «Онегина». Высокий, красивый, с необыкновенно одухотворенным лицом, при этом без малейших признаков чванства, - таково было моё первое впечатление от Юрия Лекова, таким он остался в моей памяти…

Юрий Леков – гордость нашего народа и всех народов Осетии. Мы говорим: Ю. Леков для нас то же, что для России великий режиссёр Борис Покровский, а для Запада, к примеру, Франко Дзеффирелли. Но! Сложись обстоятельства по-иному, Юрий Николаевич мог бы блистать в самых известных театрах – в Большом, Мариинке, в Ла Скала, Метрополитен, Ковент-Гарден. Да, да, здесь нет никакого преувеличения, хотя бы потому, что с «продукцией» этих великих храмов оперы мы хорошо знакомы по видеозаписям и можем сравнивать.

Время полной оценки жизни и творчества Ю.Н. Лекова впереди. Хочется верить, что наши музыковеды напишут о нём монографию, достойную этого выдающегося человека и музыкального деятеля. А сегодня я хочу высказать идею – присвоить имя Юрия Лекова Государственному театру оперы и балета. Не надо слишком спешить с реализацией этого предложения – пусть сначала выскажется музыкальная общественность республики, включая, разумеется, коллектив самого театра.

Мне кажется, что такой акт достойно увенчает заслуги Юрия Лекова перед Осетией и перед Музыкой…"

"Осуществленные им постановки шедевров мировой классики, опер осетинских композиторов вошли в сокровищницу тетрального искусства. Cвоим высочайшим профессионализмом Юрий Николаевич завoевал огромный авторитет и уважение деятелей культуры и общественности. Человек проживший интересную и прекрасную жизнь, он до конца оставался добрым другом и учителем для своих младших коллег. Светлая память и Юрии Николаевиче Лекове-выдающемся мастере и прекрасном целовеке навсегда сохранится в наших сердцах..."

-М.Е. Швыдкой. Агенство по культуре и кинематографии.

"Случилась беда в российском театре...

Это огромная потеря не только для музыкального теaтра Северной Осетии, но и для всего российского театрального искусства. 

Имя Лекова вошло в историю отечественной культуры, он стоял в ряду крупнейших оперных режиссеров страны. Юрий Николаевич был основателем Государственного музыкального театра РСО-Алании, бессменным его лидером, сумевшим создать команды единомышленников, воспитать талантливую труппу и завоевать любовь зрителей. Все творчество Юрия Лекова отмечено огромным талантом, высочайшим профессионализмо, культурой, безупречным вкусом и стилем.... "

-Александр Калягин. Союз Театральных Деятелей РФ.

"Вся театральная общественность Украины с глубокой скорбью встретила весть о смерти Юрия Николаевича Лекова. Его имя навсегда останется в наших сердцах как пример безграничного служения своему народу....

Светлая память ВЕРНОМУ РЫЦАРЮ СЦЕНЫ"

- Васили Вовкун. Министр Культуры Украины.

"...Его имя вошо в историю нашего театра и других театров Украины. Поставленные на киевской сцене спектакли "Катерина" Н. Аркаса, "Тоска" Дж. Пуччини, "Иоланта" п. Чайковского.... были яркими событиями украинского музыкального искусства и многие годы украшали наш репертуар. Творчество Юрия Николаевича обогатило музыкальную культуру Украины, России и Осетии..."

- П.Я. Чуприна. Национальный академ. театр оперы и балета Украины им. Т. Шевченко.

"...Созданные им спектакли "Манон Лиско", "Чио-чио-Сан" Пуччини, "Бал-маскарад" Верди, "Руслан и Людмила" Глинки...украшали наш репертуар и привлекаки многих поклонников оперного искусства..."

-Коллектив Харьковского академ. театра Опеpы и балета им. М.В. Лысенка.

Также творчество и память Юрия Лекова почтили:

Тадей Едер и Львовский академ. театр оперы и балета им. Ц. Крушельницкой 

Коллектив Национального академ. театра оперы и балета г. Одессы 

Юрий Алехин и Ростовский мызыкальных театр 

И. М Непомнящий. Воронежский государственный театр оперы и балета 

Т.Е. Дзудцов-минист культуры Южной Осетии 

Зумруд Сулейманова-министерство культуры Дагестана 

Дирижер Туган Сохиев, 

Kомпозитор Жанна Плиева, 

Xудожник Натела Левчук, 

Первый президент РСО-Алании- Ахсарбек Галазов

Глава правительство РСО-Алании-Т. Мамсуров

Предст. РСО-Алании А. Тотоонов д

Депутат госдумы РФ Арсем Фадзаев и другие обществ. и культурные деятели России.

Исполнился год, как ушел из жизни выдающийся осетинский оперный режиссер, один из основателей музыкального театра в Северной Осетии, народный артист РФ Юрий Леков. В течение почти 35 лет он возглавлял в должности главного режиссера Музыкальный театр республики (ныне – Северо-Осетинский государственный театр оперы и балета). И это был ярчайший, незабываемый период в творческой истории театра и всей культурной жизни Северной Осетии.

Подлинный лидер по складу характера, темпераменту, масштабу таланта и уровню профессионализма, он одним своим присутствием в театре привносил ощущение значимости во всем, что бы ни происходило в его стенах – будь то событийная премьера или рядовые будни внутренней «творческой кухни». Юрий Леков был в лучшем смысле этого слова хозяином театра, которому коллектив безоговорочно доверял, чей художественный и человеческий авторитет на культурном пространстве республики был безусловно подлинным и заслуженным.

Выпускник Киевского театрального института, который молодой уроженец Ардона окончил в 1957 году, он сразу же начинает ставить спектакли в Киевском и Львовском академических театрах оперы и балета. А в дальнейшем важным этапом творческой биографии Юрия Николаевича стало руководство в должности главного режиссера крупнейшими оперными театрами юга Советского Союза – Харьковским и Одесским академическими театрами оперы и балета.

В 1968 году Юрия Лекова, на тот момент самого молодого главного оперного режиссера в стране и уже заслуженного деятеля искусств УССР, пригласило из Харькова на родину, в Северную Осетию, руководство республики в лице Билара Кабалоева – для постановки первой осетинской полнометражной оперы «Азау» И. Габараева. И талантливый мастер блестяще претворил в жизнь многолетнюю мечту осетинского народа о создании национальной оперы…

Вот такого калибра режиссера и призвала в 1972 году Осетия зарождать и творить свой музыкально-театральный пласт национальной культуры – и как же нам повезло! Ведь это он, Юрий Леков, изначально задал ту планку профессионализма молодому коллективу, открывшегося в республике музыкального театра, которая все годы его руководства неизменно оставалась высокой.

Как главный режиссер и опытный профессионал-практик, он четко представлял себе всю художественную концепцию возглавляемого им театра и целенаправленно претворял в жизнь ключевые ее установки – выверенный репертуарный баланс классических и национальных спектаклей, активное содействие рождению новых национальных осетинских музыкальных произведений разных жанров. В тот период, когда «у руля» Музыкального театра стоял Юрий Леков, на его сцене состоялись премьеры

8 национальных опер, 16 национальных оперетт, первого осетинского национального балета и первого мюзикла.

Уделялось в театре особое внимание и жанровому разнообразию репертуара на любой зрительский вкус – в театре шли не только оперы, но и классические и советские оперетты, балеты, мюзиклы. Но самая главная заслуга Юрия Лекова в том, что он сумел создать атмосферу веры в общее дело, когда каждый солист, каждый член коллектива чувствовал свою востребованность как творческой личности, свою неповторимость и незаменимость в родном театре. Такая установочная позиция художественного руководства в результате стимулировала общий творческий рост артистов, тем самым повышая статус театра на художественном пространстве республики. Это была мудрая театральная политика, претворение которой в жизнь подвластно только стратегически мыслящим деятелям культуры большого масштаба. И главный режиссер Музыкального театра Северной Осетии Юрий Леков, безусловно, был именно такой личностью.

А в жизни наш незабвенный Юрий Николаевич был видным, элегантным, красивым, блистательно красноречивым, с искрометным юмором, подчас изящно ироничным. Он сполна обладал врожденной интеллигентностью и установкой души на доброжелательность и созидание – во благо искусства Осетии.

Может, поэтому и фирменный «лековский» стиль постановок был особенным – благородным, несшим яркий отпечаток его личности. Поставленные им спектакли были визуально очень по-оперному красивы, эффектно-зрелищны, с продуманным сценическим рядом, где солисты поданы в самых выигрышных ракурсах, мизансцены жанрово-живописны, к финалу действо обретает явственно пульсирующий накал, а венчает его эффектный, впечатляющий режиссерский заключительный аккорд. Безупречный вкус режиссера гарантировал зрителю отсутствие постановочной фальши и пошлости.

Такими, в филигранной режиссерской отделке, вошли в историю нашего музыкального театра поставленные им оперы «Чио-Чио-сан», «Кармен», «Демон», «Травиата», «Иоланта», «Тоска», «Бал-маскарад», «Риголетто», «А зори здесь тихие», «Укрощение строптивой», «Фауст», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и другие.

Это он, Юрий Леков, сформировал те постановочные приемы в режиссуре поставленных им национальных опер «Азау», «Оллана», «Коста», «Бонварнон», которые сразу переводили их в ряд масштабных эпических музыкальных полотен. Это в его спектаклях росли, обретая творческую силу и мощь, те солисты, чьи имена сегодня составляют неувядающую славу осетинского искусства. 

Бесценен вклад Юрия Лекова, личности огромного творческого дарования, в искусство Осетии. И сегодня, вспоминая о нем хочется тихо и проникновенно произнести: «Великая вам благодарность за все, Юрий Николаевич!..»

А+ А-